ЗАГОРОДНЫЕ ПОМЕСТЬЯ
Главное место действия английского детектива - деревенская усадьба с ее укромными уголками, лестницами, гостиной, выходящей в сад, и, конечно, с библиотекой (именно в библиотеке чаще всего обнаруживается труп). Загородное поместье аристократов - место не только уютное и мирное, но и символ "старой доброй Англии", оплот традиции. Многие столетия собственность на земли и дом передавалась по майорату - то есть была неделима и переходила по мужской линии от отца к старшему сыну или к ближайшему родственнику мужского пола. Эта система хорошо знакома русскому читателю по романам Джейн Остин - частенько случается, что после смерти хозяина дом должен отойти не его жене и дочерям, а какому-нибудь неприятному двоюродному племяннику, а матушки присматривают своим дочкам исключительно старших сыновей. Эта система наследования сохранялась отчасти и в ХХ веке: детей нужно было заранее готовить к неравенству, поскольку старший сын наследует все недвижимое имущество. Однако в Первой мировой войне погибло огромное количество молодых аристократов, и многие семейства остались без наследников. Кроме того, ввели высокие налоги на собственность, и содержать усадьбу стало очень непросто. Добавим к этому нехватку слуг. Все чаще старинные дома английской знати попадали в руки нуворишей, земли дробились и продавались под застройку, железные дороги и автомобили проникали в самые удаленные уголки. Неприятие перемен составляет и силу и слабость английской деревни.
Важнее дома для англичанина может только сад - не зря английские садовники вечно выращивают розы и кабачки. Впрочем, дом и сад, как правило, составляют гармоничное единство. Любое описание дома начинается с окружающей его растительности: цветов, клумб, альпийских горок.
Английским домам часто дают имена. Иногда часть названия указывает на тип: "корт" обычно выстроен вокруг двора, "холл" скорей всего окажется большим особняком, принадлежащим старинной аристократической семье, "грэндж" мог быть построен на территории старинного амбара - обычно дом находится на отшибе и присоединен к ферме. Современные англичане, впрочем, воспринимают слово “грэндж” (grange) просто как общее название деревенского дома, значение “хранилище зерна" устарело и мало кому известно.
В начале ХХ века немецкий архитектор и дипломат Герман Мутезиус, долго живший в Англии, восторженно описал устройство английского дома в трехтомном труде, который так и называется: "Английский дом". Будучи иностранцем, Мутезиус особенно чувствителен ко всему, что составляет особенность английской жизни и отличает ее от европейской. В частности, он отмечает, что двери в английском доме всегда открываются так, чтобы входящий не мог сразу увидеть "стратегические" части комнаты (например, кресло у камина). Таким образом тот, кто находится внутри, не оказывается застигнутым врасплох и может приготовиться к общению. Усадьба обычно скрыта от посторонних глаз за воротами; в саду можно найти уединенную беседку, дом полон потайных уголков.
Особенно затейливые тайники встречаются в домах, построенных в период гонений на католических священников.
Когда Рональд Нокс в своих десяти правилах детектива предостерегает от злоупотребления потайными ходами, он тут же добавляет, что такой прием допустим в случае, если для него есть исторические основания: "Когда я сам ввожу в повествования тайники, то обязательно заранее сообщаю, что дом принадлежал католикам во времена гонений". С гонениями на католических священников (приблизительно 1560-1640-е гг.) связан обычай делать в деревенских домах окна с секретом в которых вся рама целиком съезжает вниз при нажатии на спрятанную пружину. Можно вспомнить роман Джона Голсуорси "Конец главы", где упоминается замурованная комната — там в елизаветинские времена брат-протестант прятал от преследователей брата-католика, передавая ему еду в корзинке через окно. Такой тайник ("нора священника" — priest hole) мог находиться под полом, под лестницей, за фальшивой панелью, под алтарем в семейной часовне. Другая яркая черта английского дома — "разделение сфер". Существует главный вход и вход для торговцев, лестница для хозяев и лестница для слуг, служебные помещения и жилая часть дома, "парадные комнаты" и комнаты для личного пользования. Практически всегда кухня отделена от судомойки, ванная комната — от туалета, детская делится на "ночную" и "дневную". Что касается чрезвычайно важного разделения пространства на мужское и женское, то дом, в принципе, — скорее женское царство, в то время как сфера мужчины — парламент, контора, клуб. Герман Мутезиус выказывает некоторое удивление по поводу того, что у хозяина, как правило, нет даже собственного кабинета. “ У англичан не принято работать дома" подмечает он. Если хозяин художник, он работает в отдельной студии, если банкир — трудится у себя в банке.
СЛУГИ
"Я думаю, если бы мое детство пришлось на нынешние времена, то больше всего мне не хватало бы слуг", - пишет Агата Кристи в "Автобиографии". Няня, изрекающая банальные житейские истины, служанки, "вечный источник четких коллизий и разрозненной чрезвычайно интересной информации", кухарка, священнодействующая на кухне, - все они давали постоянную пищу детскому воображению. В викторианские времена в деревенском доме было много прислуги и еще больше работы: нужны были садовники, чтобы ухаживать за огромным садом, конюхи - смотреть за лошадьми, кухарка и кухонные служанки - готовить несколько перемен блюд на обед для хозяев и их гостей, горничные, чтобы убирать спальни, зажигать камины, драить каминные решетки, носить воду для ванны, а также лакеи, камердинеры, камеристки, няньки, экономка, дворецкий и другие. В начале ХХ века слуги, живущие в доме, все еще были обязательным атрибутом жизни среднего класса и аристократии. Некоторая нехватка слуг - особенно обученных - стала ощущаться еще до войны, но именно Первая мировая нанесла сокрушительный удар по сложившейся системе сосуществования слуг и хозяев. Вторая мировая разрушила ее окончательно.
Обязательный атрибут приличных домов - кухарка, садовники и, конечно, дворецкие.
Был еще стюард, но в большинстве домов дворецкий и экономка возглавляли штат прислуги. Камердинер был личным слугой хозяина дома, который следил за его гардеробом и выполнял разного рода поручения. Однако у холостого джентльмена обязанности камердинера и дворецкого мог выполнять один и тот же человек — такая ситуация стала обычной в послевоенные годы, когда домашней прислуги остро не хватало. И того, и другого было принято называть "джентльмен джентльмена".
После дворецкого особое положение в иерархии слуг занимали кухарка и садовник, поскольку были в некотором смысле представителями творческих профессий. Кухарку всегда называли "миссис", даже если она была не замужем, — просто в знак уважения. Хозяева слишком боялись потерять хорошего садовника и хорошую кухарку, и потому часто весь дом подчинялся их капризам. Агата Кристи отмечала, что хорошие слуги были скорее тиранами, чем рабами, — когда они говорили, что "знают свое место", то в этих словах звучала гордость профессионала. В одном из рассказов Кристи к Пуаро приходит женщина, у которой пропала кухарка. Когда Пуаро пытается отказаться от дела, она возражает: "Хорошая кухарка — это хорошая кухарка. Для меня она значит не меньше, чем жемчуга для какой-нибудь знатной леди". И Пуаро не может не согласиться с этим доводом. Недостаток садовников особенно остро ощущался в военные и послевоенные годы. Многие садовники ушли на фронт, сады пришли в запустение, на месте редких цветов появились грядки с капустой и картошкой.
Когда мужчины ушли на войну, женщины заняли их место на заводах и фабриках. Это касалось и женщин, находившихся в услужении. После войны мало кто из них хотел вернуться к работе домашней прислуги. Работа на производстве давала гораздо больше личной свободы и часто лучше оплачивалась. Однако, когда солдаты стали возвращаться с фронта, общество потребовало от женщин, чтобы они освободили рабочие места для мужчин. Газеты, которые только вчера прославляли их патриотизм, сегодня стыдили их за то, что они отнимают рабочие места у защитников отечества. Волны экономической депрессии и безработицы в 1920-е и 1930-е годы заставили многих неохотно вернуться в услужение: между 1921 и 1931 гг. количество женщин-служанок в Англии и Уэльсе возросло с 1,1 млн до 1,3 млн, а в конце тридцатых достигло 1,4-1,5 млн. В домашние слуги вынуждены были идти и многие беженцы из нацистской Германии. И все-таки слуг не хватало. Некоторое время слуг продолжали нанимать из соображений престижа или просто потому, что так было принято. Порой молодая семья, принадлежащая к среднему классу, едва сводила концы с концами, но даже не задумывалась о том, чтобы отказаться от служанки. Однако повсеместное распространение в домах водопровода, электричества, новомодные бытовые приборы - пылесосы, стиральные машины и т. п. - постепенно позволяли все большему количеству семей нанимать приходящих уборщиц или обходиться своими силами. Изменились и отношения между хозяевами и слугами. В среднем послевоенные слуги были старше (молодежь старалась любой ценой избежать этой участи), они знали себе цену и выбирать хозяев, им больше платили. Начиная с 1920-х годов карикатуры в "Панче" постоянно изображают заискивающих хозяев высокомерных слуг.
Кроме того, стирались социальные границы - нередко служанка бывала воспитана лучше своей хозяев: некоторые девушки из обедневших семей шли в услужение людям, стоящим не выше их на социальной лестнице. Без слуг по-прежнему не могло обходиться загородное поместье - хозяева просто физически не могли самостоятельно справиться с таким объемом работы. Но слуг нанимали меньше, чем прежде, что оборачивалось для них дополнительной работой.
Под конец жизни Агата Кристи жаловалась, что в наши дни не бывает уже настоящих слуг. Есть лишь помощники по хозяйству, милые дилетанты, с которыми можно подружиться, но которые не вызывают "священного трепета".