Mint julep

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mint julep » Информация » Библиотека


Библиотека

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

-навигация-
Краткий обзор эпохи
Популярные виды транспорта; автомобили; авиация
Кинематограф; средства коммуникации
Загородные поместья; слуги
Религия
Развитие медицины; врачи, хирурги, аптекари; женщины в медицине
Эмансипация; дети
Образование; Оксфорд и Кембридж
Столичная жизнь; золотая молодежь
Клубы; отели и рестораны
Литература; искусство
Жизнь в колониях; американцы; русские

Большая часть текста, представленного ниже, была не написана администрацией, а взята из статей Александры Борисенко, вошедших в сборник "Только не дворецкий: Золотой век британского детектива", который мы, к слову, настоятельно рекомендуем всем любителям детективов и/или межвоенной эпохи.

0

2

КРАТКИЙ ОБЗОР ЭПОХИ
Хочется начать как у Диккенса - “это было худшее из времен, это было лучшее из времен”.  Когда английские дети изучают в школе межвоенный период, им рассказывают о безработице о Всеобщей стачке 1926 г., о депрессии 1930-х и о голодных походах отчаявшихся шахтеров и судостроителей с северо-востока Англии. В то же время в массовой культуре образ “бурных двадцатых” - это танцы до утра, коротко стриженные девушки, открытые автомобили, дух бесшабашного, отчаянного веселья. Между прочим, в русских мемуарах того времени тоже витает эта “невыносимая легкость бытия” - мир рушится, о будущем думать бесполезно, можно жить налегке. Конечно, в Британии мир не рушился до основания как в России, но перемены были существенные - Первая мировая война потрясла самые основы жизненного уклада.

А жизненный уклад казался незыблемым. Когда писатель Алан Томас в 1914 г. заканчивал престижную частную школу Малверн, к ним на школьный вечер пришли выпускники. Мальчики смотрели на них и знали, что видят себя в близком будущем: все было расчерчено раз и навсегда, они принадлежали к уважаемому классу людей, которым официанты и носильщики  говорят “сэр”, которые твердо стоят на ногах и верны неписанному кодексу поведения. Мальчики не могли знать, что этот стабильный мир рухнет уже завтра - потому что завтра будет война.

Когда англичане говорят “Великая война”, они имеют в виду Первую мировую. Именно эта война оставила непреходящее чувство горечи и разочарования. Почти все мальчики из частных школ и университетов пошли на войну офицерами - и, как велел им их неписанный кодекс, бросались в атаку первыми. И первыми погибали. А за ними погибали те, кто называл их “сэр”.
Когда в 1918 г. война закончилась, сдержанные британские женщины танцевали на улицах, а премьер-министр Ллойд Джордж обещал сделать Англию страной, достойной героев, но эта его фраза в первые послевоенные годы приобрела привкус горькой насмешки.

За время войны Британия потеряла то место, которое занимала в мировой экономике, и обросла огромными долгами. Героев ждала безработица, разруха и очереди за пособием. Однако, как ни странно, именно в межвоенное время кардинально улучшились жилищные условия, здравоохранение и качество жизни. Война обострила социальные проблемы настолько, что их уже нельзя было игнорировать, к тому же на горизонте маячил грозный призрак русской революции. У людей стало больше свободного времени и свободных денег, развивалась индустрия развлечений. После страшной войны всем хотелось полной грудью вдыхать радость жизни. Потребление дало толчок производству - патриотичный лозунг "Покупай британское!" и пошлины на импорт делали свое дело: промышленность пошла в гору. Потом ударила Великая депрессия; после нее снова начался рост.

В межвоенный период ввели всеобщее избирательное право, реформировали школьное образование, создали первую государственную радиокомпанию, открыли пенициллин, к власти впервые пришло лейбористское правительство. Вторую мировую англичане встретили стоически: они уже знал, что их ждет. Они трудились не покладая рук под бомбежками, ухаживали за раненными, заботились об эвакуированных "Работаем как обычно" - такую вывеску можно было увидеть, например, над разбомбленной книжной лавкой, продолжающей торговать среди развалин. Вторая мировая как бы подвела черту под зыбким, странным переходным периодом, который писатель Грейвз так метко назвал "длинным уик-эндом".

0

3

ПОПУЛЯРНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА
После войны в Англии активно развивались новые виды транспорта. Лондонское метро стало расширяться - появились длинные линии, уходящие в пригороды. Появились удобные карты метро, расписания, проездные билеты. Наземное железнодорожное сообщение, наоборот, переживало трудные дни из-за слишком активной конкуренции с другими видами транспорта. Маршруты автобусов тоже менялись, развивалось междугороднее автобусное сообщение. На двухэтажных автобусах в 1920-х гг. не разрешали устанавливать крышу - считалось, что в теории крыша может упасть на людей и покалечить их, так что сидящим наверху пассажирам приходилось терпеть капризы английской погоды. По улицам городов ходили трамваи и троллейбусы, оставался в ходу и конный транспорт: вплоть до 1930-х гг. почти все товары, включая уголь и молоко, доставляли на повозках.

В межвоенную эпоху страна переживала бум велосипедов и мотоциклов - семьи, которые не могли позволить себе автомобиль, покупали мотоцикл с коляской. Кроме того, мотоцикл разрешалось водить с 14 лет, а автомобиль - только с 16. Что до воздушного транспорта, то существовали огромные дирижабли, которые предназначались для пассажирских перелетов и были устроены как роскошные океанские лайнеры, с ресторанами, комнатами отдыха, комфортабельными каютами и т.д. Газета "Иллюстрейтед Лондон ньюс" рекламировала их как "летающие отели". В Англии их слава пошла на убыль, когда в 1930 г. дирижабль R-101 потерпел страшную аварию: большая часть пассажиров погибла, включая министра авиации лорда Томсона. Окончательно звезда дирижаблей закатилась в 1937 г., когда при посадке в Нью-Джерси взорвался самый большой в мире немецкий пассажирский дирижабль-лайнер "Гинденбург". Впрочем, уже в двадцатые годы было ясно, что будущее - за аэропланами. Регулярные международные рейсы между Лондоном и Парижем были запущены в 1918 г., к 1924 г. британские авиакомпании успели обслужить 35 000 пассажиров.

Вместе с обыкновенными аэропланами в межвоенное время на пассажирских линиях британских авиакомпаний использовались "летающие лодки" - самолеты с корпусом наподобие корабельного, взлетавшие и садившиеся с воды. Летающие лодки ненадолго стали олицетворением дальней пассажирской авиации и помогли наладить надежное сообщение с британскими колониями. Однако перелеты долго еще оставались экзотикой; как правило, в дальнее путешествие отправлялись по воде, на более привычных "плавучих отелях".

АВТОМОБИЛИ
"Англичане разделились на два враждующих лагеря - пешеходов и автомобилистов", - пишет Роберт Грейвз.
К 1927 г. на дорогах Британии ежедневно погибало около 14 человек. В 1930 г. в авариях погибло 7 тыс. человек, еще 15 тыс. были ранены. Однако отношение правительства к этой новой опасности было удивительно спокойным - один из членов парламента даже заявил, что не видит смысла обсуждать подобную тему: "Более 6 тысяч человек ежегодно совершают самоубийства, - заметил он, - никто же не поднимает шум по этому поводу". Возможно, дело было в том, что вначале автомобили воспринимались не столько как способ передвижения, сколько как опасный спорт - что-то вроде охоты или скачек. Свернул шею? Не повезло. Четких правил движения не существовало, водители игнорировали ограничения скорости, хотя дороги были совершенно не приспособлены для гонок: автомобилиста повсюду подстерегали пригорки, овраги, крутые повороты, нерегулируемые железнодорожные переезды и т. д. Не было и установленной судебной практики. С одной стороны, деревенские судьи, ненавидевшие автомобилистов, часто штрафовали их за любую мелочь, с другой - водитель, как правило, не нес никакой серьезной ответственности за гибель пешехода, это считалось несчастным случаем.

По законодательству, принятому в 1903 г., машины должны были иметь номерные знаки, а владельцы - ежегодно обновляемую лицензию. Но до 1930 г. не существовало экзамена по вождению - купив машину, можно было садиться в нее и ехать куда глаза глядят. Агата Кристи вспоминает, как вынуждена была везти мужа на работу, не умея разворачиваться, - из-за общей стачки не ходил транспорт. 1926-1928 гг. в Лондоне стали устанавливать светофоры и органичивать круговые развязки; по всей стране постепенно унифицировали дорожные знаки. Уже в это время автомобилистам были хорошо знакомы такие трудности, как пробки, отсутствие парковочных мест и полицейские засады на дорогах. Впрочем, созданная в 1905 г. Ассоциация автомобилистов активно сопротивлялась такой тактике полицейских: специальные патрули предупреждали автомобилистов об опасности. Эта организация вообще последовательно препятствовала любым попыткам хоть в чем-то ущемить водителей. Только в 1934 г. у нее появился достойный противник: новый министр транспорта Лесли Хор-Белиша твердо решил провести серьезные реформы. Прежде всего он установил мигающие желтые фонари, обозначавшие пешеходный переход (черно-белую зебру стали рисовать позже) - эти фонари в народе называли "маяки Белиши". Кроме топо, он ввел ограничение скорости в населенных пунктах - 30 миль в час, а в 1935 г. все-таки заставил автомобилистов сдавать экзамен. Увы, несмотря на все на усилия, существенно снизить смертность на дорогах не удалось. В основном британцы покупали отечественные автомобили. Американские машины оказались в невыгодном положении из-за пошлин на импорт, а также за счет большой мощности: в Британии автовладельцы платили налог в зависимости от количества лошадиных сил. К 1920 г. на британских дорогах было около 200 тыс. частных автомобилей, к 1939 г. - 2 миллиона.

В середине двадцатых годов существенно упали цены; машину можно было купить за 200-300 фунтов. Состоятельные клиенты по-прежнему выбирали “роллс-ройсы" и "бентли", королевская семья ездила на "даймлере", но две трети продаж на автомобильном рынке приходилось на продукцию Уильяма Морриса и Генри Остина - потому что они ориентировались на массового покупателя. Невероятной популярностью (особенно во время депрессии) пользовались так называемые "народные автомобили" - маленькие, с небольшим расходом топлива, доступные по цене: "моррис-майнор", "остин-севен", маленький "форд-Y" ("форд" выдерживал конкуренцию с британскими автомобилями за счет низкой цены; кроме того, с определенного момента "форды" стали собирать в Англии). В 1920-е годы машина все еще воспринималась как роскошь, но уже была доступна среднему классу - врачам, юристам, архитекторам, писателям. Агата Кристи вспоминает, как муж предложил ей купить автомобиль на полученный от журнала крупный гонорар (500 фунтов) - мысль эта вначале показалась ей совершенно дикой, ни у кого из знакомых автомобилей еще не было, но потом она с восторгом согласилась: "Я хочу признаться здесь и сейчас, что дважды за свою жизнь испытала настоящее потрясение. В первый раз - когда у меня появилась машина, мой носатый серый "моррис-коули". Во второй - когда более сорока лет спустя мне довелось ужинать с королевой в Букингемском дворце. Потому что и то и другое было сродни волшебству, в это невозможно было поверить: иметь собственную машину, ужинать с английской королевой..."

АВИАЦИЯ
Первая мировая война подстегнула развитие авиастроения, которое на тот момент только зарождалось. Самолеты стали более надежны, теперь они могли лететь дальше и перевозить больше. Возможность быстро преодолевать большие расстояния и транспортировать не очень тяжелые грузы означала, что первые коммерческие авиарейсы были, преимущественно, почтовыми.
Вернувшиеся с Первой мировой пилоты зарабатывали на жизнь тем, что путешествовали по стране и давали представления в маленьких городках, демонстрировали свои летные навыки или брали на борт пассажиров.
Развитие авиастроения 20-х позволило профессионалам и любителям начать соревнование, устанавливая новые рекорды скорости и расстояния полета. Среди фанатов воздухоплавания, которые следили за их подвигами, пилоты почитались наравне с особами королевских кровей или звездами кинематографа.

Первый трансатлантический перелет был выполнен поэтапно командой NC-4 в мае 1919, первый безостановочный перелет выполнили Элкок и Браун в июне того же года. Чарльз Линдберг снискал международную славу как человек, совершивший первый одиночный безостановочный перелет через Атлантический океан. Перелет из Нью-Йорка в Париж 20-21 мая 1927г. на аэроплане “The Spirit of St. Louis” занял 33.5 часов.
Амелия Эрхарт, одна из первых женщин-авиаторов, установила рекорды при пересечении Атлантики и Ла-Манша.

0

4

КИНЕМАТОГРАФ
В межвоенную эпоху кино заняло особое место в жизни страны. Искусство кино ведет начало от работ братьев Люмьеров, в частности — от "Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота" и еще десяти короткометражных фильмов, впервые показанных публике на рубеже 1895-1896 гг. Однако самый первый фильм в истории, судя по всему, был снят в Лидсе в 1888 г., а первый фильм на целлулоидной пленке — в Гайд-парке год спустя. До Первой мировой войны синематограф оставался забавным курьезом, не более чем "движущимися картинками", но уже в 1915 г. после "Бродяги" Чарли Чаплина завоевал сердца зрителей всего мира. В континентальном прокате характерный герой с котелком и тростью, который по-английски так и стал называться Бродягой — The Тramp, был известен как "Шарло". Постепенно новое развлечение завоевывало все большую популярность, успешно соперничая с пабами, мюзик-холлами и спортивными состязаниями.

Ранние фильмы страдали от множества технических проблем: целлулоидная пленка  изнашивалась, и после нескольких показов любой фильм казался снятым под проливным дождем, а между сменой катушек с частями фильма проходило несколько минут. Разумеется, эти фильмы были немыми, что порождало сложности. Для пояснений были нужны вставные титры, которые зрители читали с разной скоростью: образованные успевали заскучать, полуграмотные не успевали дочитывать до конца. Музыкальное сопровождение обеспечивали пианисты-таперы, часто — преподавательницы музыки местных школ. Если к ним присоединялся скрипач, билет стоил дороже. Центр мирового кинопроизводство уже тогда находился в Голливуде, и до 1928 г. местные национальные кинематографы с трудом могли соперничать с этим гигантом; англичанин Чаплин стал всемирной знаменитостью только после того, как уехал в Америку. Немые картины обеспечивали подлинный интернационализм кинобизнеса; когда во второй половине 1920-х стали поговаривать о звуковых фильмах (опыты со звуком начали проводить еще в 1910-х), в Британии считалось, что американский акцент отвратит зрителей от киноэкранов. Студии-однодневки возникали в немалом количестве; для одной из них — "Минерва Филмз" — писал сценарии уже довольно популярный А.А. Милн.

Как любое новшество, кинематограф у многих вызывал недовольство. Его обвиняли в безнравственности, в пропаганде секса и насилия, в восхвалении распутного образа жизни и американских ценностей, чуждых простому британскому труженику. Из-за него, утверждали критики, слуги начинают себя вести как кинозвезды, а туземцы в колониях, насмотревшись американских мелодрам, теряют уважение к белому человеку. Профашистский политик А. К. Честертон (кузен писателя) считал голливудское кино инструментом всемирного еврейского заговора.

И конечно, особой прозорливости не требовалось, чтобы понять, что в кино ходят не только ради фильмов: кинозал обеспечивал темноту, укромность и иллюзию анонимности. Поскольку львиную долю зрителей составляли женщины, блюстители морали били тревогу. Не все было гладко и с финансовой точки зрения: начиная с 1910-х гг. стремительное развитие юной киноиндустрии и постоянное появление новых стандартов производства требовало от кинопроизводителей "бежать со всех ног, чтобы оставаться на том же месте". Новенькое, с иголочки, оборудование, купленное какой-нибудь новой амбициозной студией, максимум через пять лет морально устаревало настолько, что годилось разве в музей кинематографа, а регулярные обновления технической базы могли себе позволить лишь голливудские студии-конвейеры с огромным денежным оборотом. В отличие от Голливуда, не затронутого тяготами Первой мировой войны, киностудии Великобритании зарождались и выживали в куда более тяжелых условиях. Неудивительно, что с 1914 г. (когда еще была актуальна военная хроника) по 1926-й доля отечественного кино на британском кинорынке упала с 15 до 5 процентов. Чтобы хотя бы частично смягчить пагубное влияние американского кинематографа и не желая окончательно сдавать иностранцам потенциально прибыльный британский кинорынок, в 1927 г. парламент принял "Акт о кинематографических фильмах", устанавливающий квоту для отечественной кинопродукции в прокате на десять лет. Статистически акт оказался безусловно успешным, хотя историки считают, что большой пользы от него не было. Некоторые студии стали имитировать голливудские блокбастеры (такого слова тогда не было, но явление было — например, фильм "Бен-Гур" 1925 г. с уникальной сценой колесничных скачек был типичным блокбастером). Конечно, британские имитации не окупались. С другой стороны, закон породил огромное количество низкобюджетных "однодневок для квоты". Они делались "на коленке" и никакими художественными достоинствами не отличались. Тем не менее они помогли британской киноиндустрии удержаться на плаву в худшие для нее времена. С них начали свою
карьеру многие блестящие кинематографисты, например Альфред Хичкок. В 1929 г. он снял "Шантаж", который считается первым британским звуковым фильмом. До отьезда в Голливуд, Хичкок снял такие важные для его карьеры триллеры, как "39 ступеней", "Леди исчезает". Изобретение звукового кино во многом усложнило жизнь и актерам: не только иностранным, которые все поголовно остались без работы, но и многим британским актерам с сильными региональными акцентами.

Тем не менее, несмотря на все сложности, в 1930-е гг. британская киноиндустрия испытала настоящий бум. Появились звуковые картины и, несмотря на проблемы с синхронизацией звука и изображения и на непривычный американский выговор, голливудские звезды приобрели огромную популярность. Были сняты первые цветные фильмы. Шотландец Джон Гри стал снимать неигровые картины и, по легенде, изобрел выражение "документальный фильм". Британское кино многим обязано венгерскому иммигранту Александру Корде, который разочаровался в Голливуде и, узнав об "Акте о кинематографических фильмах", разумно предположил, что если снимать не однодневки, а качественное кино, это может поднять всю британскую киноиндустрию. Компания "Лондон Филмз" продюсировала множество выдающихся картин, включая "Пламя над Англией" ( фильм о елизаветинских временах с Лоуренсом Оливье и Вивьен Ли), "Московские ночи" (любовная драма времен Первой мировой войны, тоже с Оливье), "Алый первоцвет" (экранизация авантюрного исторического романа Баронессы Орци) и "Багдадский вор" (по мотивам арабских сказок). Во время Второй мировой войны Корда подарил права на прокат "Багдадского вора", "Леди Гамильтон" и "Книги джунглей" советским союзникам, и они имели бешеный успех в СССР. В 1937 г. британское кинопроизводство поразил кризис, и в новых обстоятельствах государство стало поощрять качество, а не количество фильмов, а также обратилось к американским инвестициям в местную киноиндустрию, что привело к ряду успешных совместных проектов. О размахе индустрии и всеобщего увлечения кинематографом говорит тот факт, что в течение 1939 г. в Великобритании был продан почти миллиард билетов в кино.

СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ
В Великобритании почта с самого начала контролировала услуги телефонной связи и по большей части сама же их и предоставляла. Такое положение дел было в 1880 г. закреплено судебным решением о том, что телефон является телеграфом, а телефонный разговор - телеграммой (что неудивительно: даже оригинальный патент Белла назывался "улучшение телеграфии"), а значит, телефония находится в ведении почты. Почта утратила эту роль лишь через сто с лишним лет. Многие англичане имели страсть к радио, хотя первые шаги нового средства коммуникации были нелегкими. Если телефон - это разновидность телеграфа, то радио сначала воспринималось как разновидность телефона и, собственно, так и называлось: "беспроводная телефония" (контролировала его опять же почта). Соответственно, и применение ему искали главным образом как телефону: обмен информацией между несколькими абонентами. Идея одностороннего вещания на большую аудиторию возникла позже.

Когда началась Первая мировая война, в Англии все любительское (читай: гражданское) вещание запретили. Когда война кончилась, его вновь разрешили, и в 1920 г., после выдачи первых лицензий, на станции в Челмсфорде, принадлежавшей компании Маркони, состоялся концерт знаменитой певицы Нелли Мельба. Его слушала вся Европа, и эта передача считается переломной точкой: публика по-настоящему заинтересовалась радио. Тем не менее в том же 1920 г. в Великобритании вещание опять запретили на два года - по техническим причинам. Иначе обстояло дело в Америке: там ничего не запрещали и вообще регулировали вещание значительно меньше. К тому же там можно было получать доход за счет рекламы, поэтому станции стали расти как грибы. Англичане, с одной стороны, завидовали, с другой - критиковали американцев за хаос в эфире (многочисленные станции мешали друг другу) и за рекламу. В итоге в феврале 1922 г. вещание возобновилось, а в октябре была основана компания Би-би-си (с 1927 г. - корпорация), которая на десятки лет установила монополию на радиовещаие в Англии и стала крупнейшим вещательным предприятием в мире. Би-би-си быстро начала передавать концерты, радиопьесы, дебаты, прогнозы погоды и многое другое, а в 1924 г. по радио впервые выступил король. Радио стало по-настоящему массовым сред информации: для него пространство было небольшим препятствием.
Серьезный конкурент у радио зародился в 1930-е годы: Би-би-си начала и телевещание, впоследствии приостановленное войной.

0

5

ЗАГОРОДНЫЕ ПОМЕСТЬЯ
Главное место действия английского детектива - деревенская усадьба с ее укромными уголками, лестницами, гостиной, выходящей в сад, и, конечно, с библиотекой (именно в библиотеке чаще всего обнаруживается труп). Загородное поместье аристократов - место не только уютное и мирное, но и символ "старой доброй Англии", оплот традиции. Многие столетия собственность на земли и дом передавалась по майорату - то есть была неделима и переходила по мужской линии от отца к старшему сыну или к ближайшему родственнику мужского пола. Эта система хорошо знакома русскому читателю по романам Джейн Остин - частенько случается, что после смерти хозяина дом должен отойти не его жене и дочерям, а какому-нибудь неприятному двоюродному племяннику, а матушки присматривают своим дочкам исключительно старших сыновей. Эта система наследования сохранялась отчасти и в ХХ веке: детей нужно было заранее готовить к неравенству, поскольку старший сын наследует все недвижимое имущество. Однако в Первой мировой войне погибло огромное количество молодых аристократов, и многие семейства остались без наследников. Кроме того, ввели высокие налоги на собственность, и содержать усадьбу стало очень непросто. Добавим к этому нехватку слуг. Все чаще старинные дома английской знати попадали в руки нуворишей, земли дробились и продавались под застройку, железные дороги и автомобили проникали в самые удаленные уголки. Неприятие перемен составляет и силу и слабость английской деревни.
Важнее дома для англичанина может только сад - не зря английские садовники вечно выращивают розы и кабачки. Впрочем, дом и сад, как правило, составляют гармоничное единство. Любое описание дома начинается с окружающей его растительности: цветов, клумб, альпийских горок.

Английским домам часто дают имена. Иногда часть названия указывает на тип: "корт" обычно выстроен вокруг двора, "холл" скорей всего окажется большим особняком, принадлежащим старинной аристократической семье, "грэндж" мог быть построен на территории старинного амбара - обычно дом находится на отшибе и присоединен к ферме. Современные англичане, впрочем, воспринимают слово “грэндж” (grange) просто как общее название деревенского дома, значение “хранилище зерна" устарело и мало кому известно.
В начале ХХ века немецкий архитектор и дипломат Герман Мутезиус, долго живший в Англии, восторженно описал устройство английского дома в трехтомном труде, который так и называется: "Английский дом". Будучи иностранцем, Мутезиус особенно чувствителен ко всему, что составляет особенность английской жизни и отличает ее от европейской. В частности, он отмечает, что двери в английском доме всегда открываются так, чтобы входящий не мог сразу увидеть "стратегические" части комнаты (например, кресло у камина). Таким образом тот, кто находится внутри, не оказывается застигнутым врасплох и может приготовиться к общению. Усадьба обычно скрыта от посторонних глаз за воротами; в саду можно найти уединенную беседку, дом полон потайных уголков.
Особенно затейливые тайники встречаются в домах, построенных в период гонений на католических священников.

Когда Рональд Нокс в своих десяти правилах детектива предостерегает от злоупотребления потайными ходами, он тут же добавляет, что такой прием допустим в случае, если для него есть исторические основания: "Когда я сам ввожу в повествования тайники, то обязательно заранее сообщаю, что дом принадлежал католикам во времена гонений". С гонениями на католических священников (приблизительно 1560-1640-е гг.) связан обычай делать в деревенских домах окна с секретом в которых вся рама целиком съезжает вниз при нажатии на спрятанную пружину. Можно вспомнить роман Джона Голсуорси "Конец главы", где упоминается замурованная комната — там в елизаветинские времена брат-протестант прятал от преследователей брата-католика, передавая ему еду в корзинке через окно. Такой тайник ("нора священника" — priest hole) мог находиться под полом, под лестницей, за фальшивой панелью, под алтарем в семейной часовне. Другая яркая черта английского дома — "разделение сфер". Существует главный вход и вход для торговцев, лестница для хозяев и лестница для слуг, служебные помещения и жилая часть дома, "парадные комнаты" и комнаты для личного пользования. Практически всегда кухня отделена от судомойки, ванная комната — от туалета, детская делится на "ночную" и "дневную". Что касается чрезвычайно важного разделения пространства на мужское и женское, то дом, в принципе, — скорее женское царство, в то время как сфера мужчины — парламент, контора, клуб. Герман Мутезиус выказывает некоторое удивление по поводу того, что у хозяина, как правило, нет даже собственного кабинета. “ У англичан не принято работать дома" подмечает он. Если хозяин художник, он работает в отдельной студии, если банкир — трудится у себя в банке.

СЛУГИ
"Я думаю, если бы мое детство пришлось на нынешние времена, то больше всего мне не хватало бы слуг", - пишет Агата Кристи в "Автобиографии". Няня, изрекающая банальные житейские истины, служанки, "вечный источник четких коллизий и разрозненной чрезвычайно интересной информации",  кухарка, священнодействующая на кухне, - все они давали постоянную пищу детскому воображению. В викторианские времена в деревенском доме было много прислуги и еще больше работы: нужны были садовники, чтобы ухаживать за огромным садом,  конюхи - смотреть за лошадьми, кухарка и кухонные служанки - готовить несколько перемен блюд на обед для хозяев и их гостей, горничные, чтобы убирать спальни, зажигать камины, драить каминные решетки, носить воду для ванны, а также лакеи, камердинеры, камеристки, няньки, экономка, дворецкий и другие. В начале ХХ века слуги, живущие в доме, все еще были обязательным атрибутом жизни среднего класса и аристократии. Некоторая нехватка слуг - особенно обученных - стала ощущаться еще до войны, но именно Первая мировая нанесла сокрушительный удар по сложившейся системе сосуществования слуг и хозяев. Вторая мировая разрушила ее окончательно.

Обязательный атрибут приличных домов - кухарка, садовники и, конечно, дворецкие.
Был еще стюард, но в большинстве домов дворецкий и экономка возглавляли штат прислуги. Камердинер был личным слугой хозяина дома, который следил за его гардеробом и выполнял разного рода поручения. Однако у холостого джентльмена обязанности камердинера и дворецкого мог выполнять один и тот же человек — такая ситуация стала обычной в послевоенные годы, когда домашней прислуги остро не хватало. И того, и другого было принято называть "джентльмен джентльмена".

После дворецкого особое положение в иерархии слуг занимали кухарка и садовник, поскольку были в некотором смысле представителями творческих профессий. Кухарку всегда называли "миссис", даже если она была не замужем, — просто в знак уважения. Хозяева слишком боялись потерять хорошего садовника и хорошую кухарку, и потому часто весь дом подчинялся их капризам. Агата Кристи отмечала, что хорошие слуги были скорее тиранами, чем рабами, — когда они говорили, что "знают свое место", то в этих словах звучала гордость профессионала. В одном из рассказов Кристи к Пуаро приходит женщина, у которой пропала кухарка. Когда Пуаро пытается отказаться от дела, она возражает: "Хорошая кухарка — это хорошая кухарка. Для меня она значит не меньше, чем жемчуга для какой-нибудь знатной леди". И Пуаро не может не согласиться с этим доводом. Недостаток садовников особенно остро ощущался в военные и послевоенные годы. Многие садовники ушли на фронт, сады пришли в запустение, на месте редких цветов появились грядки с капустой и картошкой.

Когда мужчины ушли на войну, женщины заняли их место на заводах и фабриках. Это касалось и женщин, находившихся в услужении. После войны мало кто из них хотел вернуться к работе домашней прислуги. Работа на производстве давала гораздо больше личной свободы и часто лучше оплачивалась. Однако, когда солдаты стали возвращаться с фронта, общество потребовало от женщин, чтобы они освободили рабочие места для мужчин. Газеты, которые только вчера прославляли их патриотизм, сегодня стыдили их за то, что они отнимают рабочие места у защитников отечества. Волны экономической депрессии и безработицы в 1920-е и 1930-е годы заставили многих неохотно вернуться в услужение: между 1921 и 1931 гг. количество женщин-служанок в Англии и Уэльсе возросло с 1,1 млн до 1,3 млн, а в конце тридцатых достигло 1,4-1,5 млн. В домашние слуги вынуждены были идти и многие беженцы из нацистской Германии. И все-таки слуг не хватало. Некоторое время слуг продолжали нанимать из соображений престижа или просто потому, что так было принято. Порой молодая семья, принадлежащая к среднему классу, едва сводила концы с концами, но даже не задумывалась о том, чтобы отказаться от служанки. Однако повсеместное распространение в домах водопровода,  электричества, новомодные бытовые приборы - пылесосы, стиральные  машины и т. п. - постепенно позволяли все большему количеству семей нанимать приходящих уборщиц или обходиться своими силами. Изменились и отношения между хозяевами и слугами. В среднем послевоенные слуги были старше (молодежь старалась любой ценой избежать этой участи), они знали себе цену и выбирать хозяев, им больше платили. Начиная с 1920-х годов карикатуры в "Панче" постоянно изображают заискивающих хозяев высокомерных слуг.

Кроме того, стирались социальные границы - нередко служанка бывала воспитана лучше своей хозяев: некоторые девушки из обедневших семей шли в услужение людям, стоящим не выше их на социальной лестнице. Без слуг по-прежнему не могло обходиться загородное поместье - хозяева просто физически не могли самостоятельно справиться с таким объемом работы. Но слуг нанимали меньше, чем прежде, что оборачивалось для них дополнительной работой.
Под конец жизни Агата Кристи жаловалась, что в наши дни не бывает уже настоящих слуг. Есть лишь помощники по хозяйству, милые дилетанты, с которыми можно подружиться, но которые не вызывают "священного трепета".

0

6

РЕЛИГИЯ
Англиканство как религия появилось в 1534 году, но из желания короля управлять церковными делами в обход Папы Римского к 20 веку превратилась к нечто совершенно иное, особый коктейль, смесь католичества и протестантизма, подкрепляемых 39 статьями англиканского вероисповедания - и ничем более.
"Учить, остерегать, питать и обеспечивать семью Бога; искать овец Христа, которые могут быть рассеяны за границей, и Его детей, которые могут быть среди этого греховного мира, чтобы спасти их через Христа навсегда," - это миссии англиканского священника, и редко кто из них попадал на свою должность из семинарий. Духовенство вербовалось из молодых людей с университетским образованием, причем лучше, если они были женаты, чтобы они могли говорить со своими мирянами на языке мира. Священник не может быть избран в Палату Общин, сколько бы достойным членом общества он не являлся, зато в Палате Лордов заседают оба архиепископа, создавая иллюзию того, что церковь может влиять на жизнь государства.

На самом деле все обстояло с точностью до наоборот: высших священнослужителей по сути назначала корона, низшие же, приходские священники, работали за жалование, которое выплачивал им патрон - владелец земли, на которой этот самый приход находился. Патрон же назначал нового священника в случае освобождения вакансии - и только если он не находил достойную кандидатуру за полгода, право сделать это переходило к епископу.
Хороший священник значил очень много, особенно в сельской жизни. Церковь была местом, куда раз в неделю сходились все жители окрестностей, включая членов семей землевладельцев. После проповеди те обычно задерживались, чтобы все желающие могли поздороваться с ними, обменяться любезностями или уведомить о какой-то проблеме.
Англиканство было создано как религия-компромисс и, по сути, компромиссами и занималось, сводя вместе самых разнообразных представителей человечества.

0

7

РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ
Практически все медицинские манипуляции, о которых мы читаем в книгах того периода, происходят дома у пациента. Дело в том, что в Англии среди всех сословий закрепилось стойкое недоверие к больнице - считалось, что там тебя либо обдерут как липку, либо угробят. А может быть, и то и другое.
В ХIХ веке медицина совершила резкий рывок вперед — можно даже сказать, родилась заново. У Артура Конан Дойла есть рассказ "Отстал от века" (Behind the Times), в котором действует старик врач, чья молодость пришлась еще на первую половину столетия: по его взглядам видно, как быстро развивалась медицина и как далеко она шагнула за время жизни одного человека. Для этого старика врача медицина — скорее милосердное искусство, чем наука: он кое-как смирился с вакцинацией (которая стала активно внедряться в начале ХIХ века), недоверчиво относится к простейшим диагностическим инструментам (например, к появившемуся в 1810-хх. стетоскопу), опасается хлороформного наркоза и не верит ни в эволюционную теорию Дарвина, ни в микробную теорию заразных болезней.

Наркоз и учение о микробной природе инфекционных болезней - это, пожалуй.ю самые важные медицинские открытия XIX века: благодаря им далеко вперед продвинулась хирургия. Наркоз дал возможность хирургу выполнять обширные полостные операции, не опасаясь погубить больного болевым шоком, а учение о микробах и сопутствующее ему учение о профилактике заражения операционных ран — асептика и антисептика — резко снизили смертность от послеоперационных нагноений. Другой крупнейший теоретический прорыв века: клеточная теория Шванна и Шлейдена и приложение ее к медицине Рудольфом Вирховом — навсегда изменил облик патологоанатома, который с тех пор стал неразлучен с микроскопом и превратился в главного эксперта по механизмам развития болезней.

Добавим сюда перетряску медицинского образования в ХIХ веке, после чего оно приняло вполне современный вид; добавим происшедшее на рубеже веков открытие рентгеновских лучей и групп крови, добавим сформировавшуюся психиатрию и неврологию — и вот сложившаяся к началу межвоенной эпохи медицина становится уже совсем похожа на современную. Хирургия, конечно, по своим возможностям стоит далеко впереди — настолько, что самые смелые мечты о пересадке органов уже начинают казаться не столь отдаленными от действительности. Терапия медленно ее догоняет, обогащаясь все более и более эффективными лекарствами. Правда, общественное положение терапевта оставалось по старинке выше, чем у хирурга: он ведь, по устоявшемуся мнению, работает головой, а хирург - руками; но об этом впереди. Межвоенный период, в свою очередь, обогатил медицину несколькими важными достижениями. В начале двадцатых был открыт инсулин и появилась возможность лечить сахарный диабет первого типа, прежде убивавший больных детей за один-два года. Резонанс этого открытия был настолько велик, что уже в 1923 г. канадца Фредрика Бантинга и шотландца Джона Маклауда наградили за него Нобелевской премией. Кроме того, в межвоенные годы произошла настоящая революция в борьбе с инфекционными заболеваниями. Еще до Первой мировой появился первый эффективный противосифилитический препарат — сальварсан, и если в литературе ХIХ века попадаются персонажи с поздней стадией сифилиса: у Конан Дойла в рассказе "Третье поколение" это молодой баронет с врожденным сифилисом, у Киплинга в рассказе "Бабья погибель" — солдат со спинной сухоткой, то есть третичным сифилисом, у Ибсена такие персонажи встречаются в нескольких пьесах, — то теперь такие больные практически исчезают из литературы: сифилис вылечивают на ранних стадиях (пожалуй, самое яркое исключение — Адриан Леверкюн в "Докторе Фаустусе" Томаса Манна). В 1828 г. шотландец Александр Флеминг открыл пенициллин — чрезвычайно эффективный на то время антибактериальный препарат, массовое производство которого удалось наладить лишь к началу 1940-х. А в 1930-х появились другие противомикробные средства — сульфаниламиды. Таким образом, врачи получили мощное оружие для борьбы с пневмониями, менингитами, туберкулезом, родильной горячкой (послеродовым сепсисом) и другими смертельно опасными заболеваниями, а позднее, во время Второй мировой войны, — и с гнойными ранеными инфекциями.

ВРАЧИ, ХИРУРГИ, АПТЕКАРИ
К середине ХIХ века существовала четкая социальная структура, которая делила членов медицинской профессии на три группы, принадлежащие, соответственно, к Королевской коллегии терапевтов, Королевской коллегии хирургов и Обществу аптекарей. Врач-терапевт делал "чистую" работу — осматривал больного и прописывал лекарства ("джентльмен не режет джентльмена"); он мог стоять достаточно высоко на социальной лестнице, часто был выпускником Оксфорда или Кембриджа; экзамен в Королевской коллегии терапевтов проходил на латыни. К врачам обращались только богатые пациенты; к слугам вызывали аптекаря. Аптекарь не только готовил лекарства по указанию врача, но мог сам давать медицинские советы — это было разрешено специальным Законом об аптекарях 1815 г. В глубинке статус аптекаря был не ниже статyса врача.
К хирургу обращались Представители всех социальных слоев, когда нужно было сделать операцию, вправить вывих, перевязать рану. Хирург работал руками, что было недостойно джентльмена; его работа, как и работа аптекаря, считалась ремеслом, обучались ей тоже как ремеслу — в учениках у специалиста. В давние времена обязанности хирурга выполнял цирюльник. К концу ХIХ века упорядочилось медицинское образование, появились врачи общей практики, которые сочетали умение работать руками со знанием лекарств. Социальная грань между терапевтами и хирургами к ХХ веку в большой степени стерлась; престиж хирурга во время войны был чрезвычайно высок. И все-таки профессиональное разделение оставалось ощутимым: хирурга по-прежнему называли не "доктор", а "мистер".

ЖЕНЩИНЫ В МЕДИЦИНЕ
Традиция отводила женщине в медицине две роли: акушерки и медицинской сестры. С давних времен медицинскими сестрами были монахини: их доброта, внимание и нежное обхождение должны были облегчить страдания больного, — но в ХIХ веке положение стало меняться: медсестра превращалась постепенно в помощницу врача, ее работа становилась все более светской, диктовалась достижениями науки и специальным сестринским образованием; религиозная составляющая отступила на второй план. Появление сестринского образования связывают с именем Флоренс Найтингейл. Шла Крымская война — первая война с постоянными газетными репортажами с места событий, сопровождаемыми фотографиями и рисунками. Узнав из этих сообщений о почти полном отсутствии медицинских сестер в британской армии, Найтингейл с группой женщин отправилась в прифронтовые госпитали. Вернувшись с войны народной героиней, она в 1860 г. основала школу медицинских сестер при больнице Святого Фомы в Лондоне. Так в Англии война создала профессию медсестры. Позднее, в эпоху развенчания викторианских мифов, вспомнили, что Найтингейл была на самом деле отнюдь не тем ангелом во плоти, какой ее принято было живописать: вспомнили и о ее деспотичном характере, и о страшной требовательности к другим, и о нетерпимости к чужому мнению, и о женоненавистничестве.

С началом Первой мировой войны огромное количество девушек записалось в отряды добровольной помощи. Они работали на заводах, производивших боеприпасы, шили обмундирование, водили автомобили — но больше всего среди них было медсестер. Добровольцам не платили за работу, но возмещали расходы на жилье, питание, форму и тому подобное. Сестры сами нашивали красный крест на белые передники, поэтому кресты были разного размера и оттенка. Некоторые специально застирывали свой крест, чтобы казаться более бывалыми и опытными. Профессиональные сестры в госпиталях относились к добровольным помощницам настороженно и нещадно их муштровали. Над ними постоянно подшучивал вездесущий "Панч" — либо подчеркивая их никчемность, либо намекая, что девушки пришли в госпиталь с единственной целью подцепить жениха. Сами профессиональные медсестры, кивая на необученных девушек, решительно заявляли, что профессия медсестры должна регулироваться общенациональными стандартами. В результате после войны сестринское дело как медицинская профессия окончательно отделилось от простой "заботы о больных". В 1920-е ввели обязательное профессионал обучение и регистрацию медсестер, а с 1925 г. — государственные экзамены.

С середины Х1Х века женщины начали бороться за право получать высшее медицинское образование: довольствоваться лишь ролями акушерки или медсестры они больше не хотели. Борьба эта приняла характер настоящей подковерной войны, с тактическими хитростями с обеих сторон. Когда женщин еще не принимали на медицинские факультеты, Элизабет Блэквелл ухитрилась постyпить в малоизвестный медицинский колледж в Соединенных Штатах и, вернувшись в 1859 г. в Англию с дипломом врача, стала первой женщиной, зарегистрированной в британском медицинском реестре, после чего тут же было принято постановление не вносить в реестр никого с иностранными дипломами. Вдохновленная ее примером, Элизабет Гаррет (которая сказала знаменитую фразу, что хочет стать врачом, чтобы "зарабатывать не двадцать фунтов в год, а тысячу") получила степень лиценциата Аптекарско общества, дававшую право на диплом врача, — Аптекарское общество тут же потребовало, чтобы будущие лиценциаты непременно имели диплом выпускника аккредитованного медицинского факультета, лишая других женщин возможности пойти таким же путем. А тем временем со страниц журнала "Ланцет" летели утверждения, что женщина, предназначенная природой на роль жены и матери, физически не способна быть врачом, что ей нельзя доверять жизнь другого человека и что тяжкий врачебный быт, с которым героически справляются отважные мужчины, вреден для нее и для ее бу-дущих детей. "Не могу себе представить порядочную женщину, которая хотела бы заниматься медициной, — сказал своей студентке профессор Лэйкок из Эдинбургского университета в 1868 г. — А уж для леди об этом и речи быть не может". Войну эту традиционалисты, конечно, проиграли. В 1874 г. появилось Лондонское женское медицинское училище — первое учебное заведение в Англии, где стали готовить женщин-врачей. В 1876 г. в парламенте был принят закон, разрешающий британским университетам давать выпускницам дипломы. Постепенно во всех медицинских специальностях стали появляться женщины-врачи, хотя даже в межвоенный период некоторое предубеждение против них все еще сохранялось. Достаточно сказать, что до 1950 г. женщины на военно-медицинской службе не могли получать офицерские звания, что до 1944 г. сохранялись медицинские факультеты, куда принимали либо только юношей, либо только девушек, и что даже на тех факультетах, где велось совместное обучение, допустимое количество девушек иногда ограничивали одной третью от общего числа студентов.

0

8

ЭМАНСИПАЦИЯ
Даже по реакции публики на любовную историю принца Уэльского видно, как сильно изменилась общественная мораль. Во время войны заключалось много поспешных браков, без лишних формальностей, иногда без благословения родителей - порой жених уходил на фронт прямо от алтаря (или из брачной конторы). Война во многом раскрепостила женщин: они выполняли мужскую работу, носили брюки и укорачивали юбки (во время войны экономия материала считалась проявлением патриотизма). Женщины почувствовали вкус свободы, и по окончании войны оказалось, что их не так легко вернуть в прежние рамки.
Нельзя сказать, что консервативно настроенное общество не пыталось этого сделать. Женские журналы, не жалея сил, прославляли "лучшую в мире" работу жены и матери, женщинам все настойчивее внушали, они должны как можно дольше сохранять красоту и стройность и во всем потакать мужу; а уж если незамужняя девушка ищет работу, то нужно искать такую, где скорее всего найдешь суженого. Самыми перспективными этой точки зрения считались профессия медсестры и секретарши.
И все-таки политикам пришлось покориться требованиям времени: в 1918 г. получили право голоса женщины старше 30 лет, в 1928-м вышел закон об общем избирательном праве, и женщины стали голосовать с 21 года, наравне с мужчинами. В 1919 г. появилась парламентарий-женщина - член парламента, леди Нэнси Астор; к 1929 г. их было уже 19.

После войны существенно увеличилось количество разводов - в 1920 их было в пять раз больше, чем в 1914. В 1921 г. в судах по разводу появились первые женщины-присяжные. В 1923 г. вышел закон, по которому женщина могла развестись с мужем на основании его измены (прежде нужно было доказать факт жестокого обращения). Конечно, развод все еще осуждался, но уже не делал из женщины парию. Гораздо спокойнее относились и к добрачному сексу.
Такое раскрепощение нравов было во многом связано с распространением контрацепции. Впервые контроль рождаемости стал предметом широкого обсуждения - до этого тема считалась глубоко неприличной и большинство населения было абсолютно невежественно в этих вопросах. Главным пропагандистом сексуального просвещения стала доктор Мэри Стоупс - правда, докторскую степень она получила не в медицине, а в палеоботанике. Мэри Стоупс написала несколько книг о сексе и контрацепции, наиболее известная из них - "Супружеская любовь" (1918). В 1921 г. она открыла в Англии первый центр планирования семьи, который существует до сих пор. Религиозные круги (особенно католические) отчаянно протестовали против деятельности Мэри Стоупс, респектабельные аптеки по прежнему отказывались продавать контрацептивы, многие врачи не хотели (или не могли) давать женщинам советы о том, как избежать беременности. Но остановить процесс было уже невозможно. Все больше женщин получали высшее образование и достигали успехов в разных профессиональных сферах. Вопрос о том, как сочетать карьеру с семьей, был для тех времен новым и довольно мучительным.

ДЕТИ
1920-е годы британское общество стало пересматривать отношение к детям — никогда еще им не уделяли столько внимания в национальном масштабе. Поколение, пережившее войну, считало, что именно с помощью правильного воспитания детей можно создать новый, более счастливый мир.
Поскольку в обиход вошла контрацепция, в семье рождалось гораздо меньше детей, а благодаря успехам медицины родившиеся дети чаще выживали. Женские журналы печатали бесконечные советы по уходу за младенцами, появился отдельный стиль детской одежды (детей перестали одевать как маленьких взрослых), выходили учебники по воспитанию.
Именно в эти годы в Англии вошли моду фрейдизм и появилось множество психологов, психоаналитиков, врачей-педагогов, которые давали родителям разнообразные и подчас противоречивые советы. Большим авторитетом пользовался доктор Труби Кинг, который не уставал писать о том, как важно не баловать детей, ни в коем случае не портить их лаской, неукоснительно соблюдать режим и рано приучать к горшку; он также считал, что женское образование опасно для нации, так как мешает женщинам выполнять своем жизненное предназначение (авторитет Кинга существенно упал в 1930-е). С другой стороны, было немало идеалистов, которые предупреждали о хрупкости детской психики и о том, каким травмам может привести раннее подавление либидо.

В викторианский период отношение к воспитанию было проще и опиралось на нехитрую максиму: "Детей должно быть видно, но не слышно" (британская суровость к детям всегда поражала европейцев с континента). Воспитание обычно было довольно строгим, родитепи виделись с детьми мало, оставляя их на попечение нянек (в бедных семьях старшие дети заботились о младших). Мальчиков в обеспеченных семьях отправляли в школы-интернаты, девочки получали домашнее образование с гувернантками.
Разлучение детей и родителей не рассматривалось как трагедия: если отец семейства работал в Индии, то сына вполне могли отослать в одну из школ в Англии, после чего он не виделся с родителями несколько лет. Некоторые благотворительные организации, такие как Армия спасения, организовывали отправку детей бедняков в отдаленные части Британской империи - например, в Канаду. Считалось, что это спасет их от нищеты и морального разложения, хотя в лучшем случае они становились дешевой рабочей силой на фермах. Эти взгляды и практики во многом оставались актуальными и в ХХ веке - во время Второй мировой войны сначала стали эвакуировать детей в Америку, но после того, как один из кораблей, на котором плыли дети, разбомбили, этот путь стал считаться опасным. Потом детей стали отправлять в сельскую местность, и они часто страдали от разлуки с близкими (многие родители вскоре забрали детей обратно).

Суровый спартанский режим английских школ тоже подвергся критике в межвоенный период. Началось сражение за реформирование школьного образования, у которого было три основных пункта: совместное образование девочек и мальчиков, отсутствие наказаний и развитие естественных склонностей ребенка. Появились совершенно новые типы школ, где детям разрешали делать буквально все, что взбредет им в голову, - одну из таких школ основал известный математик и философ Бертран Рассел со своей женой Дорой. Они считали, что школа нужна не столько для того, чтобы давать знания, сколько для того, чтобы воспитать "свободную личность". Тем не менее большинство школ работали по старинке: в ходу были телесные наказания, левшей заставляли писать правой рукой. Эта участь постигла несчастного герцога Йоркского (и, возможно, усугубила его заикание).

Нужно сказать, что новые тенденции находили отклик далеко не у всех. Фрейдистские теории вызывали скепсис у многих. Такое же скептическое отношение к новомодным теориям мы встречаем и У Агаты Кристи. "Я думаю, викторианские родители были более реалистичны, более внимательны к своим детям, Лучше понимали, что может сделать их жизнь счастливой и успешной", - писала она. - "В наши дни часто кажется, что родители хотят от детей успехов ради своего собственного престижа. Викторианцы умели критически посмотреть на своих отпрысков и решить, на что те способны. А. явно будет красоткой, В. - умницей, С. нехороша собой и уж точно не интеллектуалка. Ее единственный шанс - благотворительность. И так далее. Иногда они ошибались, но в целом это работало. Это огромное облегчение - когда от тебя не ждут того, чего ты не можешь дать".

0

9

ОБРАЗОВАНИЕ
Начиная с 1918 года среднее образование в Британии стало обязательным с 5 до 14 лет, часть детей продолжали получать дополнительное образование до 18 лет. При этом содержание школ возлагалось на государство. По сути, впервые все слои населения могли позволить себе посещать школы.
Однако это, естественно, не сделало школу социальным лифтом: уровень обучения, профессионализм преподавателей и их заинтересованность в детях значительно отличались в общедоступных учебных заведениях.
Как и прежде, лучшими школами были элитные частные заведения, открывавшие доступ в Кембридж, Оксофрд и другие университеты. И там, и там училась преимущественно знать. Такое обучение начиналось обычно с 11 лет - до этого времени детей обучали дома нанятые гувернантки или гувернеры.

Закрытые частные школы - как для мальчиков, так и для девочек - часто закладывали основу круга общения на всю жизнь: одноклассники продолжали общаться спустя много лет после выпуска. Ученики обычно делились по "домам", отличавшимся формой, огромное внимание уделялась воспитанию церковных ценностей, а, в случае школ для мальчиков, духа патриотизма. По мере взросления ученики получали все больше прав, и если первоклассник вступал на территорию школы "шестеркой", обязанной выполнять поручения назначенного старшеклассника, то выпускники часто имели собственные выделенные школой кабинеты, общались с учителями почти на равных и вели себя как хозяева школы.
Отдельно стоит сказать о гомосексуализме: в частных школах он был настолько распространен, что с ним практически не боролись, а отдельные директора на конференциях говорили о том, что "мальчики влюбчивы, но не чувственны". Гомосексуализм для частных школ не считался грехом, во всяком случае, столь серьезным, как привычка засовывать руки в карманы или не застегивать куртку. В этом не видели большого порока, а сами ученики обычно прощались с однополой любовью после окончания университета, вспоминая шалости юных лет с осторожной ностальгией.

Домашнее образование также оставалось довольно популярным, правда, по большей части для девочек. Большинство престижных высших учебных заведений даже после получения избирательного права оставались для них закрытыми, и в аристократических семьях видели гораздо больше смысла в чувственном воспитании и обучении домоводства. Популяризатор домашнего обучения, Шарлотта Мейсон, умерла в 1923 году, однако разработанная ею программа, как и школа, готовившая гувернанток, продолжала работать, снабжая семьи воспитательницами, готовыми обучить детей Библии, Шекспиру, английскому языку, хорошим манерам, чистописанию, поэзии, искусству, математике, географии, истории и иностранному языку - или хотя бы частью из этого списка.

ОКСФОРД И КЕМБРИДЖ
Старейшие английские университеты возникли из монастырей и до сих пор сохранили многие монастырские черты в архитектуре и в стиле академической одежды. Все старые колледжи построены вокруг внутренних дворов с безупречными зелеными газонами, дворы окружены прохладными гулкими галереями, арки ведут в тихие сады (иные из них — профессорские, и туда заказан вход даже студентам). В каждом колледже непременно есть трапезная с витражными окнами и портретами ректоров, где длинные ряды деревянных студенческих столов стоят вдоль стен, а перпендикулярно им, на возвышении, стоит так называемый Высокий стол, за которым едят преподаватели. Еще в каждом колледже есть часовня и библиотека, студенческая и профессорская гостиные (общие комнаты, где собираются студенты и преподаватели соответственно), а также собственные правила, легенды и чудачества. И, конечно, собственный герб.
Оксфорд был основан приблизительно в конце ХІ века, Кембридж — в начале ХІІІ века. Соперничество между двумя университетами — неотъемлемая часть их жизни. Даже само название университета-соперника не принято произносить вслух — вместо этого говорят "Другое место" (The Othеr Рlасе). Веками в Оксфорде и Кембридже обучались будущие короли, министры, епископы — и просто талантливые юноши, порой из самых бедных семей.

Конечно, каждый бедняк был исключением в своем роде, и все-таки, они были — к выдающимся способностям в Англии всегда относились с уважением. Но в основном в университеты попадали из престижных частных, интернатов — Итона, Харроу и т. д. Один из преподавателей, колледжа Олл-Соулз отметил как-то, что в других странах юноши поступают в университет, чтобы учиться, а в Англии — чтобы развиваться. В том числе приобретать необходимые знакомства. Этому способствуют дискуссионные клубы, театральные общества, спортивные состязания. Для простого человека Оксфорд окутан ореолом учености и изобретательности. Университетская жизнь всегда считалась оплотом традиций, но и она стремительно менялась между двумя мировыми войнами, и оттого в этот период воспоминания писателей о студенческих годах полны особенной ностальгии — не только об ушедшей молодости, но и об ушедшем "старом мире". Женщины в университете долго оставались невидимками - это было сознательное тактическое решение. Ни в коем случае не хотели они быть похожими на суфражисток с их демонстрациями и дикими выходками, - напротив, всячески подчеркивалась благопристойность студенток, их скромность и трудолюбие. Сопротивление истеблишмента было велико: приходилось постепенно, годами завоевывать право посещать лекции, право сдавать экзамены, право получать степени. Однако многие либерально настроенные преподаватели поддерживали женщин в их стремлении получить образование.

В Кембридже два первых женских колледжа - Гиртон и Ньюнем - появились в 1868 и в 1871 гг. Оксфордские колледжи Леди-Маргарет-Холл и Сомервиль были основаны в 1879 г. Однако Кембридж оказался более консервативным в вопросе о присуждении женщинам ученых степеней - Оксфорд сдался в 1920 г., Кембридж - только в 1948-м. Женские колледжи сначала представляли собой что-то вроде пансионов, где девушки могли жить под присмотром наставниц и посещать лекции. Но постепенно эти колледжи становились полноценными учебными заведениями - особенно после того, как появились первые выпускницы, способные выполнять обязанности преподавателей. Женские колледжи были ограничены в средствах и отличались чрезвычайно строгими правилами. Контраст между жизнью студентов и студенток был разительным и не раз обыгрывался в разного рода юмористических скетчах. Юноши занимали просторные комнаты в старинных колледжах, их обслуживали скауты (университетские слуги, которые часто играли важную роль в жизни своих подопечных); они поздно вставали, устраивали бесконечные пирушки, проводили целые дни на реке или в клубах. Девушки жили в спартанских условиях, питались крайне аскетично, на лекции ходили только с сопровождающими их компаньонками, много занимались и, как считалось, не имели особых шансов на замужество. Агата Кристи вспоминает, что когда ее матери пришло в голову послать старшую дочь в Гиртон, отец категорически возражал: "Нельзя, чтобы наша Мэдж стала синим чулком!"

Подобный портрет студентки рисует и английский поэт Джон Бетжемен: "Большинство студенток —школьные училки в зародыше: они все понимают буквально, пишут подробнейшие конспекты лекций, не заботятся о своей внешности и возят сотни книг в плетеных корзинках, закрепленных на раме велосипеда." Правда, добавляет Бетжемен, ходят слухи о веселых вечеринках с какао, но никто ничего не знает наверняка. Такое же отношение было и к преподавательницам.
Во время Первой мировой войны Оксфорд опустел. Тут-то университеты и заметили по-настоящему своих студенток. После войны девушки почувствовали себя гораздо свободнее, а в 1920 Оксфорд стал присуждать женщинам ученые степени. Дороти Сэйерс была среди первых студенток, удостоившихся этой чести.

0

10

СТОЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
На заре века Честертон заявил, что детектив - единственный из популярных жанров, способный воспеть поэзию города как стихии: "Ведь город, коли на то пошло, даже более поэтичен, чем сельская местность, ибо если Природа являет собою хаос бессознательных сил, то город - это хаос сил сознательных". Золотой век тем не менее предпочел воспевать поэтичность сельской местности - а в городе выбирал главным образом островки довоенной стабильности и покоя: клубы джентльменов, респектабельные особняки лондонского района Мэйфер, роскошные отели и рестораны. Читателю дозволяется бросить взгляд на бурный, опасный, "первобытный" город, но лишь затем, чтобы вернуть его в сверкающий огнями ресторанный зал или в бархат театральной ложи. Тем не менее городская жизнь после войны была полна тягот: долго еще сохранялся дефицит продуктов, отчаянно не хватало жилья, очереди безработных стояли за пособием, трущобы задыхались в грязи.

В начале 1920-х годов население Лондона увеличивалось пугающими темпами. Однако обострившиеся после войны социальные проблемы — а также грозный пример русской революции — заставили правительство всерьез заняться жилищными вопросами. В 1920-1930-е гг. был принят ряд законов, которые обязывали муниципальные органы власти отвечать за то, чтобы население было обеспечено жильем; на это выделялись значительные средства. И хотя стратегия экстенсивного строительства несколько раз менялась дело все-таки двигалось — постепенно удавалось расселять трущобы, строить новые пригороды, отдельные коттеджи и многоквартирные дома. За время строительного бума было построено более 4 миллионов домов, и это во многом изменило английский пейзаж и образ жизни. Строительству пригородов Лондона способствовало развитие транспорта и появление длинных линий метро — новые районы, возникавшие вокруг отдаленных станций, называли Метроленд. При этом идеология и реклама этих районов, ориентированная на средний класс, воспевала не новизну и перемены, а все ту же "поэзию сельской местности". Городские дома стали строить так, чтобы они казались загородными: в новых районах оставляли большие зеленые зоны, вокруг домов непременно было место для сада. В новых домах было электричество, вода, туалет и ванная (по-прежнему раздельные), много света (французские окна и эркеры оставались в ходу), во многих домах были телефоны. Но снаружи эти дома притворялись настолько старинными, насколько было возможно: в городском строительстве широко использовались элементы архитектурных стилей, прочно ассоциировавшихся со старой доброй Англией, особенно популярен был псевдотюдоровский стиль. Даже старая почтенная компания "Либерти" в 1824 г. открыла в Лондоне новый универмаг, построенный "под Тюдоров", — реклама сообщала, что и внутри и снаружи здание выдержано в стиле XVІ века, а фахверковые фасады сделаны из древесины двух старых военных кораблей.

ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ
Золотая, или блестящая, молодежь (bright уоung реорlе, bright уоung things) — это молодые люди, принадлежавшие к аристократии или верхушке среднего класса и превратившие развлечения в своего рода искусство — их эпатажные проделки были у всех на устах и становились главными светскими новостями. Некоторое представление об их увеселениях можно составить по роману Ивлина Во "Мерзкая плоть". Среди блестящей молодежи было много университетских выпускников.

Эскапады блестящих молодых людей шокировали публику, но по сути были довольно безобидными. Например однажды они устроили своеобразный "флэш-моб", сыграв в игру "делай как я" в большом универмаге: один из участников прыгал по прилавкам и принимал диковинные позы, а остальные должны были все в точности повторять за ним (продавцы отнеслись к происходящему с юмором).
Устраивались тематические вечеринки — на "белый вечер" все должны были прибыть в белом, на "вечере самозванцев" все должны были изображать каких-нибудь знакомых. В легенду вошла "плавательная вечеринка", проходившая в банях с бассейном, — играл негритянский джаз, гости в купальных костюмах пили коктейли и резвились в воде. Блюстителей морали больше всего возмутило соседство черных мужчин и белых девушек в купальниках.

Всем надолго запомнился эпизод, когда группа "блестящих молодых людей" буквально подожгла Темзу. Английская идиома "он Темзу не подожжет" примерно соответствует русскому "он пороха не выдумает", то есть о человеке таким образом отзываются как о посредственности. Блестящие молодые решили раз и навсегда пресечь подобные подозрения в свой адрес. В июне 1927 г. Гэвин Хендерсон (будущий Фарринстон) устроил мальчишник накануне свадьбы. Тридцать гостей сошлись в "Филис Корт Клаб" в Хенли и при помощи восьми двухгаллонных канистр бензина подожгли прибрежные воды Темзы. После этого журнал "Панч" опубликовал серию карикатур, представляя себе, как блестящая молодежь могла бы буквально осмыслить и другие поговорки — такие, как "приходить домой с первым молоком" или "не знаешь время — спроси полисмена".

0

11

КЛУБЫ
Первые клубы джентльменов возникли в Англии еще в XVIII веке, и в то время они предназначались почти исключительно для аристократов. Однако настоящего расцвета клубная жизнь достигла в ХIХ веке — к этому времени клубы объединили и верхушку среднего класса. Нужно отметить, что с каждым этапом демократизации общества (в частности, когда проходили реформы избирательной системы и расширялся круг людей, имеющих право голоса) количество клубов заметно увеличивалось. В конце ХIХ века возникли первые женские клубы — например, "Женский университетский клуб", основанный в 1883 г. выпускницей кембриджского Гиртон-колледжа и существующий до сих пор; членами клуба по-прежнему могут стать только женщины, хотя мужчин можно приглашать в гости. В межвоенный период женских клубов было уже великое множество, как аристократических и модных, так и довольно демократичных. Вначале же клубы были исключительно мужским царством — в этом и заключался их смысл. Английские клубы были устроены так, чтобы стать для джентльменов вторым домом. Здесь мужчина мог вкусно пообедать и пообщаться с приятелями, почитать газеты и написать письма, провести дело переговоры и вздремнуть в кресле у камина. Вышколенная мужская прислуга предупреждала любое желание посетителя, в каждом клубе был обеденный зал, гостиная, библиотека; во многих клубах можно было остановиться на ночь, как в гостинице.

Миссис Битон — автор самой авторитетной викторианской книги по кулинарии и домоводству — предостерегает женщин, что если мужчина не найдет покоя и уюта в собственном доме, он станет все чаще искать убежища в клубе. Членство в клубе обыкновенно было платным и часто дорогим, многие клубы считались престижными, и туда было трудно попасть. Джентльмен мог быть членом одного или нескольких клубов; клуб мог объединять людей по интересам, политическим взглядам, профессиональной принадлежности и так далее, но мог быть и просто местом светского общения.

Если клубы джентльменов стремились законсервировать прошлое, то новые ночные клубы, которые стали один за другим открываться после Первой мировой войны, были воплощением современности — здесь царил дух бурных двадцатых. Там танцевали модные американские танцы, играли в азартные игры и вообще развлекались напропалую. Кроме того, в ночных клубах продавали крепкие напитки даже в поздние часы, хотя это было запрещено законом.

ОТЕЛИ И РЕСТОРАНЫ
Рестораны при отелях приобрели совершенно особый статус. Начиная со второй половины ХIХ века услуги в сфере гостеприимства стали подвергаться радикальному преобразованию. Постоялые дворы и харчевни, издавна слывшие рассадниками разврата, преступности и антисанитарии, ушли в тень, а на первый план вышли изысканные рестораны и роскошные отели. Теперь в этих заведениях ужинали и останавливались на ночлег аристократы и коронованные особы. Эта перемена была тесно связана с невиданными ранее свободой и комфортом передвижения, которые породила железная дорога. Главным английским преобразователем гостинично-ресторанного бизнеса стал Ричард д'Ойли Карт. По основному занятию он был музыкальным продюсером (тогда это называли "импресарио") и состояние скопил на комических операх Гилберта и Салливана. Заработанные деньги он вкладывал в постройку, покупку и реконструкцию роскошных отелей. В 1888 г. в Лондоне на Стрэнде открылся отель "Савой" — первая в мире гостиница с электрическим освещением и электрическими лифтами. Карт понимал, что одной роскоши будет недостаточно, и что большому кораблю нужна лучшая в мире команда. Ценой невероятных усилий ему удалось переманить в Лондон лучших профессионалов — швейцарского управляющего Сезара Рица и французского кулинара Огюста Эскофье. Вдвоем Риц и Эскофье превратили "Савой" в образец роскоши и хорошего вкуса. Устройство ресторанной кухни, разработанное Эскофье, и "русская подача" (service а lа russ, когда блюда подаются одно за другим) навсегда заменили "французскую подачу" (service а lа française, когда все блюда подаются одновременно). После этого отели и рестораны высшего класса (которые еще долго существовали в неразрывном союзе) стали появляться повсюду. Карт позже перекупил конкурирующий знаменитый отель "Кларидж" и не менее знаменитый ресторан "Симпсонс" на Стрэнде, а Риц и Эскофье основали собственный бизнес и открыли гостиницу и ресторан "Риц" на Пикадилли. Проект предполагал такие огромные и богато обставленные ванные комнаты (очередное новшество), что подрядчик с недоумением спросил, кто собирается останавливаться в отеле — амфибии? За карьерой Эскофье, которого называли "королем поваров и поваром королей", внимательно следил принц Уэльский, будущий король Эдуард VII; благодаря этому покровительству заведения Эскофье и Рица всегда притягивали бомонд.

0

12

ЛИТЕРАТУРА
Чтение было популярным развлечением в зимние месяцы, когда многие другие формы отдыха были недоступны. Вместо радио и телевидения, многие получали информацию о мире и события в нем через печатные источники. Книги, газеты и журналы были важной частью жизни людей (особенно, в глубинке). Знакомство с классической литературой было обязательной частью хорошего образования, домашние библиотеки считались удачным вложением средств.
Журналы тех годов (особенно, женские), печатали много коротких историй или сериалов (часто, иллюстрированных) для развлечения своих читательниц. Кроме того, в них размещали кулинарные рецепты, советы по домоводству и декору интерьера, биографии, заметки о моде и рекламу.

ИСКУССТВО
В 1920х зародились два направления в живописи - сюрреализм и арт-деко. Продолжалось становление фотографии, но для иллюстраций предпочитали использовать работы художников, которые на тот момент были ярче и качественней.
Движение сюрреалистов зародилось в послевоенной Европе в кругах творческой богемы, первые сюрреалисты тесно связаны с авангардистским двидением дадаистов.
Сюрреалисты использовали техники из других областей, успешно перенеся их в искусство. Например, по примеру модного в то время психоанализа, использовалась техника автоматического письма и автоматического рисунка. Сюрреалисты отходили от классических категорий и пробовали новые техники - печатные оттиски, фроттаж, граттаж и пр.
Арт-деко - движение в изобразительном искусстве, которое также оказало заметное влияние на архитектуру. Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

В 20х годах были популярны иллюстрации двух американских художников - Максфилда Пэрриша и Кларенса Коулза Филипса.
Работы Пэрриша отличают яркие цвета. Автор собственной живописной методики, он использовал лишь четыре основных цвета: синий, сиреневый, желтый и черный. Комбинацией этих цветов он добивался нужного оттенка, а разделением слоев лаком — объемности изображения. В честь Пэрриша назван один из оттенков синего цвета — Parrish blue.
Филипс рисовал иллюстрации для обложки журнала  “Life ”. В 1908 г. он создал обложку, узнаваемость которой сделала ее товарным знаком художника. Филипс комбинировал элементы переднего и заднего плана одного цвета, эта “исчезающая техника” стала популярной в следующую декаду.

0

13

ЖИЗНЬ В КОЛОНИЯХ
Как известно, существует только 22 страны, куда ни разу не вторгались англичане. В 20-е годы Англия - все еще империя из империй, которой принадлежит огромное количество колоний, полностью подконтрольных метрополиям. Почти все ключевые должности, несмотря на восстания, все еще находятся в руках англичан, а работа там - неплохой способ быстро разбогатеть и обзавестись репутацией опасного бывалого человека . Туда едут за впечатлениями, за тем, чтобы почувствовать себя живыми богами, за тем, чтобы найти золотые прииски, за тем, чтобы заниматься миссионерством, за тем, чтобы искать опасности и испытать себя на прочность.
Англичане в колониях почитаются, им прислуживают, их детей, даже самых избалованных, готовы терпеть в лучших школах, им прощают долги в игорных клубах, их бесплатно кормят в ресторанах, ведь белый посетитель - лучшая из возможных реклам.

Проведший в колонии какое-то время человек по возвращению домой будет центром всеобщего внимания, пока общество на найдет более забавную тему для обсуждений. А вот приехавший в Англию колонист, сколько бы блестящ, умен и очарователен он не был, станет объектом в лучшем случае добродушных подначек, в худшем - едких насмешек.
В то же время детей старше 9-10 лет в колониях найти довольно трудно: считается, что климат вреден им, а преклонение слуг может разбаловать. Их отправляют домой, в Англию - к родственникам, знакомым, в пансионы, куда угодно.

АМЕРИКАНЦЫ
Английская ксенофобия давно известна - над ней подшучивают все кому не лень, включая самих англичан.
После Первой мировой войны отношения между Британией и Америкой, и так непростые, еще усложнились. Англичан невероятно раздражала риторика американской прессы: в американских газетах того времени было принято сравнивать Британию с раненным львом, который зализывает раны, но никогда уже не станет прежним. Кроме того, британцы с горечью воспринимали огромные военные долги — получалось, что Британия должна отдать Америке чуть ли не все содержимое своей казны. Многие знатные семьи обеднели; американцы же принялись скупать антиквариат, произведения искусства и старинные усадьбы, причем иногда купленные дома разбирали на камни и перевозили в Америку, чтобы там воздвигнуть их заново. Сразу после войны в Америке возникла мода на путешествия в Европу; толпы американских туристов вызывали насмешки европейцев, и британцы с удовольствием присоединились к этому хору.

Один итальянский историк писал в газете "Иллюстрейтед Лондон ньюс" в 1925 г., что американцы не столько наслаждаются путешествием, сколько выполняют тяжелую работу: времени мало, Европа большая, надо посмотреть все любой ценой. "Европейцы и представить себе не могут," — пишет синьор Гульельмо Ферреро, — "сколько достопримечательностей может посетить за две недели торопливый американец". Расхожий образ американца в те годы — богатый малообразованный субъект, стремящийся купить как можно больше дорогих и старинных вещей, но ничего в них не понимающий. Достается и внешности заокеанских гостей: их кричащей одежде, привычке жевать жвачку, их манерам и произношению, их очкам и гладко выбритым лицам.

Интересно, что в то же самое время - в начале 1920-х гг. - в Британии возникает бешеная мода на все американское, прежде всего - кинематограф, музыку, танцы и одежду. Особенно большое влияние американская культура оказала на стиль женских платьев. Новомодные американские танцы не слишком хорошо сочетались с корсетом - "мужчины не станут с тобой танцевать, если ты вся перетянута". Женская одежда и так стала гораздо более удобной и свободной во время войны, и эта тенденция продолжала развиваться. Молодые американки, хлынувшие в Англию, носили яркие платья и яркую косметику, были раскованнее и свободнее своих английских ровесниц - и оказали на них некоторое влияние, что с негодованием отмечали консервативно настроенные издания. Впрочем, даже мода на все американское не заставила англичан воспринять американский сленг и жевательную резинку. Как известно, американский экономический бум закончился биржевым крахом и Великой депрессией, которая вскоре накрыла и Европу. В новых бедах все тоже винили американцев. Получалось, что Новый Свет все равно раздражает британцев: и в бедности, и в богатстве.

РУССКИЕ
Отношение к русским в межвоенную эпоху было противоречивым. В 1920-е гг. Лондон рукоплескал Анне Павловой, которая танцевала на сцене "Ковент-Гардена", в моде был русский стиль (императорский, а не советский, уточняет на всякий случай Роберт Грейвз), устраивались вечеринки a la russe. Русская революция, как всякая стихия, внушала одвременно ужас и восторг - понадобилось время, чтобы ужас одержал окончательную победу. Характерная смесь интереса и отвращения хорошо видна в путевых заметках скульптора, и писательницы Клер Шеридан, двоюродной сестры Уинстона Черчилля. В 1920-е гг она решительно разошлась с кузеном в политических взглядах: Клер находила русскую революцию чрезвычайно увлекательной и отправилась в Россию создавать бюсты революционных вождей (среди ее моделей были Ленин, Троцкий, Дзержинский, Зиновьев и Каменев). Английские спецслужбы даже считали ее русской шпионкой. По возвращении Клер Шеридан много писала о России. Ее впечатления о визите в Большой театр появились, в частности, в газете "Иллюстрейтед Лондон ньюс". Клер с энтузиазмом рассказывала, как толпа рабочих заполнила императорскую ложу, но не могла не отметить, что мужчины не снимают шапок, женщины грызут яблоки, а запах немытых тел мешает воспринимать музыку.

Правление царя Николая II считалось в Англии тираническим и вызывало всеобщее возмущение. Георг V, который приходился Николаю II  кузеном (они были поразительно похожи внешне), последовал совету своего секретаря лорда Стамфордхема и отказал семье Николая в прибежище (после отречения Николай рассчитывал найти приют в Англии). Причем король лично настоял на том, чтобы его министры отозвали приглашение, которое уже было сделано, - настолько он боялся, что приезд русского монарха спровоцирует народные волнения (в частности, в Лондоне жило много евреев, которые нашли здесь спасение от погромов, происходивших при попустительстве русского царя). Тем не менее английские войска, посланные на помощь Колчаку и Деникину, были отозваны только в 1920 г. В 1924 г. англо-советские отношения оказались в центре крупного скандала, решившего судьбу тогдашнего британского правительства. Первый в истории лейбористский кабинет министров под руководством Рамсея Макдональда подвергался нападкам со стороны консерваторов и либералов. Когда власти не стали преследовать одного журналиста коммунистического толка по старинному Закону о подстрекательстве к мятежу, палата общин вынесла правительству вотум недоверия. Макдональд был вынужден обратиться к королю с просьбой о роспуске парламента и назначении новых выборов. Как раз в этот момент консервативная пресса опубликовала секретное письмо за подписью тогдашнего председателя Исполкома Коминтерна Григория Зиновьева. Письмо призывало к укреплению связей между СССР и Великобританией с целью развертывания ленинистской пропаганды и последующей организации пролетарской революции в Англии. В свете коммунистической угрозы у лейбористов, которые снисходительно отнеслись к потенциальным мятежникам, не осталось шансов, и на выборах они потерпели сокрушительное поражение. Недавние исследования показали, что "письмо Зиновьева" почти наверняка было фальшивкой, сфабрикованной представителями белого движения в Германии или Латвии именно с той целью, которая и была в результате достигнута - не допустить укрепления лейбористов, симпатизирующих Советам.

В годы, предшествующие Второй мировой войне, англо-советские отношения были напряженными: СССР выступал против Мюнхенского соглашения, Великобритания не была в восторге от советско-германского раздела Восточной Европы по договоренностям Молотова-Риббентропа. Со вступлением СССР в войну страны стали союзниками: британские корабли везли оружие и продовольствие в Мурманск и Архангельск, а в августе-сентябре 1941 г. британские и советские войска провели совместную военную операцию в Иране и заблокировали Германии и ее союзникам доступ к нефтяным месторождениям Персидского залива.

0


Вы здесь » Mint julep » Информация » Библиотека


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно